Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Ваторопин А.С., Ваторопина Е.В.,

                                                                                 г. Екатеринбург


РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В последние годы в России развивается новая форма получения высшего образования – дистанционная. В своей основе она соответствует западному аналогу, опирается на опыт западных университетов. Это естественно, так как там дистанционное образование существует уже несколько десятилетий. Впрочем, в нашей стране можно отметить определенную специфику, обусловленную, с одной стороны, неразвитостью релевантной инфраструктуры этой разновидности образования, с другой – необходимостью адаптировать последнее к реалиям и традициям российского образовательного поля.

Мы выделим некоторые организационные и социальные проблемы развития дистанционной образования в России. Прежде всего, вызывает тревогу тот факт, что многие студенты этой формы обучения фактически не готовы к самостоятельной работе: они научились активно использовать интернет для поиска адекватного материала, но совершенно не умеют его анализировать, да и часто не хотят этого делать. В т.н. продуктивных заданиях, рассчитанных на формирование у них стремления к креативной исследовательской работе, они ограничиваются компиляцией взятых из интернета отрывков из чужих произведений. Тестовая форма контроля знаний студентов, по крайней мере, гуманитарных специальностей, также не позволяет выяснить подлинный уровень их подготовки по предмету. Кроме того, студенты-гуманитарии практически лишены так необходимой для их профессиональной подготовки публичной практики вербального оформления своих мыслей, которую можно получить только в процессе постоянного общения с преподавателем. Добавим к этому отсутствие электронных учебников по многим предметам (очевидно, что именно такие учебники в полной мере соответствуют рассматриваемой форме образования), неограниченные нормативно сроки обучения, в результате чего студент теоретически может выйти из вуза с устаревшими знаниями по предметам, которые он сдавал в начале учебы, и т.д. Этот список проблем, которые серьезно обесценивают дистанционное образование,  можно продолжить.

На наш взгляд, многие из этих проблем вполне решаемы при помощи тех или иных организационных мер (например, использование при проверке продуктивных заданий программы «Антиплагиат»; применение видеонаблюдения при проведении тестирования; организация обязательного видеообщения в интернете преподавателей и студентов и т.д.).

Однако, как нам кажется, сегодня пришло время задуматься и над социальными проблемами дистанционного высшего образования. Речь идет о том, что необходимо ответить на вопрос: возможно ли формирование полноценного специалиста-гуманитария (скажем, социолога) вне его погружения в соответствующую профессиональную среду? Отрицательный ответ вполне очевиден. Профессиональная социализация возможна только тогда, когда студент будет активно общаться как с преподавателями, так и с такими же, как он, студентами, обмениваться с ними информацией, учиться друг у друга, дискутировать и т.п. Это серьезная проблема, так как следует учитывать принципиально индивидуальный характер дистанционного обучения. Тем не менее, выход из этой ситуации искать надо, и он, судя по всему, находится в плоскости организации обязательного видеообщения в сети (например, через Skype) в форме студенческих конференций, семинаров, коллективных консультаций с преподавателями и т.д.

Разумеется, все предложенные меры требуют дополнительных финансовых затрат, но без них полноценного дистанционного образования в России, скорее всего, не будет.  

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Dream (03.04.2012)
Просмотров: 543 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: